Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Проводится при некоторых заболеваниях внутренних органов, врожденных и приобретенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, последствиях тяжёлых травм, психических болезнях и т. д. Имеет особое значение реабилитация у детей с умственной отсталостью, с дефектами слуха, речи, зрения и др.

Реабилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде.

О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности.

Реабилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы в отношении детей старшего возраста и взрослых. Есть ряд патологических факторов, которые инвалидизируют больного и ставят вопрос о необходимости проведения абилитации или реабилитации. Среди таких факторов — различные внутриутробные поражения нервной системы, родовые черепно-мозговые травмы. У детей более старшего возраста к инвалидизирующим поражениям нервной системы могут приводить травмы головного и спинного мозга, инфекционно-воспалительные заболевания (последствия перенесенных энцефалитов, арахноидитов, менингитов, полиомиелита), дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем. У взрослых наиболее частой причиной инвалидизирующих состояний являются сосудистые заболевания с нарушением мозгового кровообращения.

На всех этапах применяется комплексное лечение, предусматривающее восстановление нарушенных функций с помощью лечебной физкультуры, массажа, физиотерапевтических, ортопедических процедур, медикаментозных средств. Важное значение имеет проведение активной коррекционно-воспитательной работы и оказание необходимой логопедической помощи. Число адаптированных к трудовой деятельности лиц может возрасти за счёт правильно осуществляемых реабилитационных мероприятий. Необходима эффективная организация всего комплекса лечебно-педагогических и социальных (в широком смысле) мер. Важно обеспечить преемственность этапов восстановительных мероприятий. Лечение должно быть своевременным и длительным. Детальное неврологическое, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с тяжелыми поражениями нервной системы, настойчивая и кропотливая работа специалистов по реабилитации, направленная на восстановление нарушенных функций, нейромоторное перевоспитание позволяют произвести частичную или полную адаптацию инвалидов как детей, так и взрослых в обществе.

Медицинская реабилитация в ГКП на ПХВ "Городской детский реабилитационный центр" включает в себя следующие методы:

  • Медикаментозные: сосудистые препараты, ноотропы, витамины, антиоксиданты, ферменты, комплекс ботулинического токсина типа А-гемаглютинин(препарат Диспорт)
  • Немедикаментозные:

1) Массаж (классический, сегментарный, точечный)

2) ЛФК: лечебная гимнастика в группе и индивидуально, комплекс специально подобранных физических упражнений для восстановления нарушенных функций организма с использованием костюмов «Адели», «Гравитон», лечение «положением» и т.д.

3) Механотерапия на MOTOmed-тренажерах (Германия) и ортопедическом велосипеде «Rifton» (США)

4) Физические методы лечения: электролечение (электрофорез, электросон, диадинамотерапия, амплипульстерапия, электростимуляция, УВЧ-терапия,  магнитотерапия), светолечение (УФО, Биоптрон), лечение ультразвуком, бальнеотерапия (лечебные ванны с использованием минеральных солей), теплолечение (парафин), ингаляционная терапия, оксигенотерапия (кислородный коктейль)

Педагогическая реабилитация включает в себя:

1) Трудотерапию

2) Психологические методы (психотерапия, занятия в сенсорной комнате, занятия на  мультимедийных устройствах «Мультикид» и «Эдуплей»)

3) Музыкотерапия

4) Занятия с логопедом и дефектологом, логопедический массаж

5) Занятия с педагогами-воспитателями, с проведением утренников и игр.